Тема утилизационного сбора вызывает широкое обсуждение в обществе, провоцируя как поддержку, так и критику. В последнее время в публичном пространстве стали появляться ложные инсинуации псевдоэкспертов, касающиеся отечественной промышленности и её роли в экономике страны, сообщает Orda.kz
Эксперт Данияр Ашимбаев высказал своё мнение относительно происходящего в информационном поле.
«Как только государство пытается навести хоть какой-то порядок, сразу на эмоциях вспыхивают недовольные. Помнится, началось всё с запрета праворульных машин — их водители бешено сигналили направо и налево и устраивали автомитинги. Подняли штрафы — снова волна недовольства. Вместо патрульных поставили камеры — ещё больше недовольства. Сделали некоторые улицы односторонними — шум и гам. Попытались убрать "помогаек" и заменить их системой автопаркинга — истерики. Поддержали отечественный автопром — недовольство. Отменили поддержку — скандалы. Повысили пошлины — визг и крики. Ввели утильсбор — истерики. Начали льготное автокредитование — толпы обиженных. Появились платные дороги — недовольство. Попытались навести порядок с иностранными машинами без казахстанской регистрации — акции протеста (хотя и за год всех предупредили). Появились агрегаторы такси — старые таксисты недовольны конкуренцией, новые — комиссией оператора. Сейчас к этой весёлой компании ещё и самокаты добавились — саморегулирования не будет, госрегулирования не хотим, ответственности не хотим», — пишет Ашимбаев. При этом, по словам эксперта остро стоит вопрос о системно растущем количестве транспорта на дорогах мегаполисов. «Остро стоит вопрос о системно растущем количестве автотранспорта, превышающем логистические и парковочные возможности мегаполисов, с одной стороны, и о желании населения, особенно молодёжи, иметь свою машину, с другой. Государство пытается установить чёткие правила, вводя экологические требования и правовые ограничения, нацеленные на повышение качества автотранспорта. Одним из инструментов регулирования стал пресловутый утильсбор, задачей которого по сути стало ограничение доступа на казахстанские дороги старых автомобилей, стимулирование отечественного автопрома и, скажем откровенно, оптимизация трафика», — отмечает эксперт. «Нужно отметить, что до сих пор действуют "серые схемы" по ввозу в Казахстан автомобилей из других стран. Множество безработных и молодежи хотят любой ценой заполучить заветные колеса, чтобы заняться извозом. Идут постоянные и сильно политизированные популистские атаки на правительство. Вопрос в том, что самозванные "борцы" действуют прежде всего в интересах "серых" экспортёров и их клиентов, игнорируя мнение тех, кому приходится дышать загазованным воздухом и стоять в многочасовых пробках», — указал эксперт. В заключение Данияр Ашимбаев выступил в защиту законопослушных граждан, своевременно оплачивающих налоги. «И не забудем о быстро растущем сегменте законопослушных граждан, которые официально платят налоги, легально приобретают автомобили в установленном порядке, берут и выплачивают кредиты. И толпа провокаторов, теневиков и халявщиков, требующих "отнять и всё поделить", списать кредиты, амнистировать "серые" машины, не должна иметь привилегий перед нормальными и разумными согражданами», — заключил Ашимбаев.