В связи с введением Нового экологического кодекса (далее – Кодекс) с 1 июля 2021 года изменение произошли также в части государственного экологического регулирования.
Государственное регулирование экологических отношений осуществляется посредством установления государством экологических требований, обязательных для исполнения субъектами регулируемых настоящим Кодексом отношений, и применения инструментов государственного регулирования в области охраны окружающей среды в соответствии с настоящим Кодексом.
Под экологическими требованиями понимаются правила, требования, ограничения и запреты, установленные Кодексом, которые направлены на обеспечение охраны окружающей среды.
Под инструментами государственного регулирования в области охраны окружающей среды понимается совокупность мер, действий и процедур, направленных на обеспечение соблюдения экологических требований.
Инструментами государственного регулирования в области охраны окружающей среды являются:
1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;
2) экологическое нормирование;
3) техническое регулирование в области охраны окружающей среды;
4) экологическая оценка;
5) государственная экологическая экспертиза;
6) экологические разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду;
7) мониторинг окружающей среды и природных ресурсов;
8) государственный экологический контроль;
9) уведомительный порядок деятельности по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов;
10) инструменты государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов.
Также согласно Приказа Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 130 «Об утверждении Правил оказания государственных услуг в области охраны окружающей среды» и в соответствии с Приказом и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 января 2020 года №39/НҚ «Об утверждении реестра государственных услуг» Департаментом (отдел экологического регулирования) оказываются 5 государственных услуг, это 1) Выдача экологического разрешения на воздействие для объектов I категории; 2) Выдача заключений государственной экологической экспертизы, осуществляемой уполномоченным органом в области охраны окружающей среды; 3) Выдача Комплексного экологического разрешения; 4) Выдача заключения по результатам оценки воздействия на окружающую среду; 5) Выдача заключения об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду и (или) скрининга воздействий намечаемой деятельности. Данные виды государственных услуг оказываются в электронном формате через веб-портал электронного правительства «www.elicence.kz». По старому экологическому кодексу 2007 года Департаментом оказывались 2 государственных услуг. Так как, все государственные услуги оказываются в электронном формате, условия способствующие к совершению коррупционных правонарушений отсутствуют.
Хочется отметить, что всего за 11 месяцев 2021 года в Департамент поступило 100 проектных материалов, 24 заявок на разрешение на эмиссии в окружающую среду и 21 заявок на выдачу заключения об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду и (или) скрининга воздействий намечаемой деятельности. Департаментом оказано 92 государственных услуг.
Под оператором объекта понимается физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.3 ст.418 Кодекса операторы объектов, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2021 года, или объектов, не введенных в эксплуатацию, в отношении которых до 1 июля 2021 года выданы положительные заключения государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы, которые признавались субъектами специального природопользования в соответствии с ЭК РК от 09.01.2007 г. должны подать заявление в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в целях отнесения соответствующих объектов к I, II, III и IV категориям.
При отнесении объектов к соответствующей категории учитываются:
1) уровни негативного воздействия на окружающую среду по видам деятельности (отрасль, часть отрасли, производство, объект);
2) уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классификация отходов.
В целях отнесения объектов к категориям был разработан Единый Экологический Портал — http:// company.ecogov.kz.
На сегодняшний день по оформившим разрешениям на эмиссий в окружающую среду на 1.07.2021 года по области насчитывается около 6500 операторы объектов I, II, III и IV категорий. Однако, не все операторы подали заявку. Хотя Департаментом не однократно были направлены письма о подачи заявок на данный портал в местные исполнительные органы, НПП «Атамекен», были опубликованы объявления на страницах социальных сетей Департамента Instagram, Facebook. Также хочется отметить, что прием заявок на определение категорий ведется до сих пор.
С 1 июля отделом экологического регулирования Департамента рассмотрено 2591 заявок.
Допустим, если Разрешения на эмиссии в окружающую среду полученные до 1 июля 2021 года операторами, осуществляющими деятельность на объектах, отнесенных с 1 июля 2021 года к объектам I или II категории, действуют до истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения экологического разрешения в соответствии с Кодексом.
Также после подтвержения категории объекты III категории обязаны представить декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом не позднее 31 декабря 2021 года и прекращается с даты подачи декларации о воздействии на окружающую среду. Лица, осуществляющие деятельность на объектах III категории (далее – декларант), представляют в местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы декларацию о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Объекты IV категории, – прекращается с 1 июля 2021 года.
Вместе с тем отмечаем, что после подтверждения объектов III и IV категории, данные объекты будут освобождены от экологических обязанностей, то есть это отчетности по производственному экологическому контролю и по планам природоохранных мероприятий.
Также с 1 января 2022 года вводится в действие Закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии Закон Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 402-VI ЗРК. И в этих же изменениях Налогового кодекса с 2022 года, у кого имеется подтверждающее Решение по определению категории объекта от Департамента экологии отнесенные к объектам IV категорий освобождаются от экологических налогов.
По вопросам регулирования (определение категорий, скрининг, экологическое нормирование) можете обратиться в отдел экологического регулирования по телефону: 8(7282) 24-44-55.